28 апреля 2015

"Лики барокко"

 

             Дивный вечер случился в художественном музее в прошедший вторник! В гостях с концертом был камерный оркестр Михаила Угримова – прославленный коллектив прекрасных музыкантов! Получилось совершенно в духе старинных камерных (буквально «комнатных») концертов, исполняемых небольшой группой музыкантов и солистов перед небольшим кругом слушателей. И эти слушатели поистине оказались счастливчиками в тот вечер. Своим впечатлением делится один из постоянных посетителей музея:

          «Все смешалось в небесной канцелярии. Выходишь на улицу вроде в середине марта, а оказываешься в середине апреля – и солнце греет не по зимнему, и снега уже не сыскать. Но не надо терять оптимизма! Существуют еще вечные ценности, и мы всегда можем к ним прикоснуться. Правильно, в Тульском областном художественном музее. Вот и сегодня, 10 марта, в первый рабочий день после всеми любимого женского праздника, Елена Ивановна Оленич, заведующая филиалом «Тульский областной художественный музей», организовала совместно с Михаилом Васильевичем Угримовым  и Тульским концертным объединением выступление  муниципального камерного оркестра с концертной программой «Лики барокко». 
            Позволю себе совершить экскурс в глубь времени. Стиль барокко, появившийся в Европе в 17-18 веках, стал символом чего-то причудливого, изысканного, даже немного капризного. Тем не менее, он же подарил миру огромное количество гениальных композиторов. Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди – только эти имена находятся постоянно на слуху. А ведь были и другие – целая династия чешских музыкантов Бенда, ярким представителем которой являлся Иржи Бенда, французский композитор Жан Филипп Рамо, итальянец Джулио Каччини, чьи произведения нам посчастливилось услышать.
 
            Вообще, надо сказать, что программа была составлена с большим вкусом. После двух энергичных «Кончерто гроссо» Генделя – печальная «Ария» Баха. Следом типично барочный вычурный ре-мажорный концерт Вивальди и странная, быстрая, контрастная, просто таки экзотическая «Египтянка» Рамо. Медленная, несколько тоскливая «Граве» Иржи Бенда, и прелестная симфония Вивальди. Кстати, знаете ли вы, что этот композитор, имя которого ассоциируется с нежной изысканной мелодией, был забыт на двести лет, и только в начале двадцатого века к людям вернулись ноты его произведений.
 
             Как всегда удачно было выбрано место действа. Концертная площадка на третьем этаже казалось, находилась внутри воображаемого итальянского города – с одной стороны итальянский пейзаж художника Янковского, с другой – летящие ввысь  стены и башни Миланского собора на картине Премацци. А когда на импровизированную сцену вышла хрупкая, нежная Екатерина Залетова (между прочим, солистка ТКО), подняла к небу огромные, на пол лица, глаза, и запела «Аве Мария» Джулио Каччини, даже мраморный Меркурий забыл свою лиру, Амур отвернулся от Психеи, а Вакх протрезвел, настолько неземная музыка прославляла пресвятую деву.
 
              Ведущие – Елена Соболева и Андрей Солобаев  удачно соединяли концертные номера, будто нанизывали жемчужные бусы, приглашая зрителей насладиться услышанным. Надеюсь, что это начинание будет иметь продолжение, и подобные мероприятия будут проводиться под крышей этого гостеприимного дома и далее.
              А вы, дорогие друзья, устраивайте себе праздник, приходите в музей.
              Ваша М.К.»

Камерный оркестр "Лики Барокко"